С.Н.Бобылев
СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ: НОВЕЙШИЙ АНАЛИЗ
В данной статье основные социальные и экологические индикаторы Костромской области будут рассмотрены на основе адаптированной для России системы индикаторов "Цели развития тысячелетия (ЦРТ)" (Millennium Development Goals), предложенной ООН для оценки эффективности действий по реализации политики развития человеческого потенциала в разных странах. 1 Все 189 государств-членов ООН взяли на себя обязательство достичь этих целей к 2015 г. Система ЦРТ имеет трехуровневую конфигурацию. В ней выделены 8 важнейших целей развития, для каждой из которых указаны более конкретные задачи, в том числе измеряемые количественно. Затем для каждой из конкретных задач разработан набор статистических индикаторов. Приоритеты ЦРТ основаны на концепции развития человеческого потенциала, но их выбор, а затем и формулирование конкретных целей, отражают представления о значимости и остроте тех или иных социальных проблем для России.
Ниже перечислены основные 8 Целей и 24 задачи в рамках ЦРТ.
Цель 1. СОКРАЩЕНИЕ БЕДНОСТИ И ЛИКВИДАЦИЯ ГОЛОДА
Цель 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Цель 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА И УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН
Цели 4 и 5. СНИЖЕНИЕ МАТЕРИНСКОЙ СМЕРТНОСТИ И СМЕРТНОСТИ ДЕТЕЙ ДО 5 ЛЕТ
Цель 6. БОРЬБА С ВИЧ/СПИДОМ, ТУБЕРКУЛЕЗОМ И ДРУГИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Цель 7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
Цель 8. УЧАСТИЕ В ГЛОБАЛЬНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ, ОТВЕЧАЮЩЕЕ РОССИЙСКИМ НАЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕРЕСАМ
Анализ основных социальных и экологических индикаторов ЦРТ для Костромской области будет проводиться в рамках Центрального Федерального округа (ЦФО), где находится область.
Можно выделить два типа региональных различий, влияющих на социальное развитие ЦФО:
Центро-периферийные контрасты более всего заметны в занятости и доходах населения. Это подтверждают следующие индикаторы Целей развития тысячеления (ЦРТ): неравенство населения по доходу, уровень бедности и дефицит дохода бедных.
В Костромской области неравенство по доходу относительно небольшое: в 2000-2005 гг. доходы 20% самых богатых костромичан превосходили доходы 20% самых малообеспеченных в 5-6 раз, что, конечно, несопоставимо с контрастами Москвы, где этот показатель составил 21-28 раз (рис. 1). В остальных регионах ЦФО неравенство по доходу сопоставимо с Костромской областью. Тем не менее, как и в Костромской области, это неравенство постепенно усиливается. Областям Центра не хватает бюджетных ресурсов для поддержки уязвимых групп населения и повышения заработков в социальной сфере, чтобы компенсировать растущий разрыв в денежных доходах.
Рис. 1. Отношение денежных доходов 20% населения с самыми высокими доходами к 20% населения с самыми низкими доходами, раз
Центро-периферийные контрасты в уровне бедности стали менее заметными: за 2000-2005 гг. доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась во всех областях ЦФО, особенно быстро - в Тверской и Рязанской (рис. 2). В Костромской области этот показатель сократился почти в 1,5 раза, что является несомненным социальным достижением.
Рис. 2. Уровень бедности в регионах Центрального федерального округа, %
В международных сопоставлениях уровень крайней бедности рассчитывается как доля населения с доходами менее 1 долл. ППС в день (или 2,15 долл. ППС для стран с холодным климатом), но такие измерения в регионах не проводятся. В России крайне бедным считается население с доходами ниже половины прожиточного минимума. По данным Росстата, половина таких домохозяйств проживает в сельской местности, две трети имели детей, т.е. крайняя бедность в России концентрируется в селе и в семьях с детьми. Региональные оценки могут быть только качественными, поскольку данные об уровне крайней бедности в регионах не публикуются с начала 2000-х гг. Исходя из факторов крайней бедности, эту проблему можно считать более острой в областях Черноземья с высокой долей занятых в сельском хозяйстве, поскольку сейчас две трети занятых в этой отрасли получают заработную плату не выше прожиточного минимума.
За годы экономического роста бедность стала менее глубокой, сократился дефицит доходов бедных домохозяйств (величина дохода, недостающего до прожиточного минимума). Сократился и суммарный дефицит денежного дохода бедного населения относительно всех доходов россиян - с 7 до 2% за 1999-2005 гг. Среди регионов Центра дефицит доходов минимален в Москве (0,5%), в остальных областях составляет 2-5% (в этот диапазон входит и Костромская область) (рис. 3). Сокращение дефицита дохода облегчает властям поиск финансовых средств на поддержку малоимущих. Однако эта поддержка может быть эффективной только при изменении механизмов распределения, переходе от категориальных выплат, не учитывающих уровень доходов домохозяйства, к адресной помощи.
Рис. 3. Дефицит дохода бедных (отношение суммарного дефицита дохода бедного населения ко всем доходам населения региона), %
Показатели ЦРТ, отражающие состояние здоровья детей и матерей (младенческая, детская, материнская смертность), в большинстве регионов Центрального федерального округа лучше средних по России (рис. 4). Этому способствует территориальная доступность медицинских услуг при плотном расселении и густой сети городов, более высокая обеспеченность врачами, относительно благоприятный климат. В худшую сторону выделяются наиболее бедные области Нечерноземья с мельчайшими сельскими поселениями. В эту группу областей входит и Костромская область, которая занимает одно из последних мест в ЦФО и имеет достаточно высокую младенческую смертность (рис.4). В деградирующими деревнях и поселках растет маргинализация населения, асоциальный образ жизни негативно влияет на здоровье будущих матерей.
Смертность детей до 5 лет сильнее зависит от уровня развития здравоохранения, поэтому она минимальна в Москве и экономически развитой Ярославской области (менее 11 на тысячу детей данного возраста). Показатели периферийных областей Нечерноземья (Костромской, Тверской, Смоленской) в 1,5-1,7 раз выше.
Рис. 4. Младенческая смертность в регионах ЦФО, на 1000 родившихся живыми
Региональные показатели материнской смертности сильно колеблются по годам, но в целом, как и по детской смертности, более проблемны периферийные регионы Нечерноземья, где дисперсное расселение ухудшает доступность медицинских услуг.
Гендерные индикаторы ЦРТ (занятость женщин и их представительство в региональных парламентах) дают совершенно разную картину. Численность мужчин и женщин, занятых в несельскохозяйственных отраслях, в целом по стране равна, т.к. агросектор стал в основном мужской отраслью (доля женщин в нем менее 40%). Региональную картину соотношения полов в несельскохозяйственной занятости выявить трудно, поскольку данные о занятости по полу и отраслям экономики субъектов РФ не публикуются, но для областей Центра гендерный паритет очевиден. На фоне равенства в занятости особенно заметны диспропорции в политическом представительстве женщин. Только в Москве, Костромской и Брянской областях их доля в региональных органах законодательной власти достигает 15- 20%. Тенденции неутешительны - в двух третях регионов доля женщин не меняется или даже сокращается (рис. 5).
Еще одна гендерная проблема - гигантский разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин. В нечерноземных областях Центра он достигает 16 лет. В Костромской области разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин также огромен - 14,5 лет. В целом следует отметить, что по показателям ожидаемой продолжительности жизни область уступает многим регионам ЦФО: по округу среднее долголетие составляет 66,3 года, в Костромской области - 62,7; по мужчинам этот показатель соответственно равен 59,9 и 56,0, по женщинам - 73,3 и 70,5. В сельской местности области ожидаемая продолжительность жизни мужчин еще меньше из-за мужской сверхсмертности в трудоспособных возрастах от внешних причин (травм, несчастных случаев, алкоголизма).
Рис. 5. Доля женщин-депутатов законодательных органов власти субъектов РФ
Перейдем к рассмотрению экологических индикаторов Костромской области. Здесь будут рассмотрены две группы показателей:
В таблице 1 представлены основные показатели воздействия на окружающую среду Костромской области и других регионов в рамках Центрального федерального округа (ЦФО). Индикаторы воздействия области существенно отличаются по природным средам. Костромская область очень мало выбрасывает в воздух вредных веществ от автотранспорта, что связано с невысоким уровнем автомобилизации. По этому показателю она занимает последнее восемнадцатое место среди регионов ЦФО. Более значителен выброс в области от стационарных источников; здесь ее позиции определяются средними по ЦФО показателями. Невысок показатель уловленных и обезвреженных вредных веществ, выбрасываемых в воздух, - он составляет всего 47%, тогда как по ЦФО - 76%. Впрочем, данный показатель по такому передовому региону как г. Москва также составляет 47%.
Таблица 1. Основные показатели, характеризующие воздействие на окружающую среду
на территории Центрального федерального округа в 2006 г.
Субъект Российской Федерации |
Выброшено вредных веществ в атмосферу, тыс. т |
Забрано воды, |
Сброшено сточных вод в водные |
Образовалось |
|||
от автотранспорта |
от стационарных источников |
всего |
в том числе загрязненных |
всего, млн. т |
из них использовано и обезврежено, % |
||
Центральный федеральный округ |
4027,89 |
1570,34 |
13237,2 |
9129,0 |
4185,6 |
216,24 |
22,4 |
Белгородская область |
158,38 |
104,73 |
358,1 |
166,5 |
10,5 |
188,62 |
17,4 |
Брянская область |
91,32 |
46,24 |
142,1 |
99,0 |
96,2 |
0,89 |
92,3 |
Владимирская область |
129,60 |
26,73 |
211,5 |
154,5 |
147,4 |
3,34 |
95,4 |
Воронежская область |
259,17 |
67,08 |
545,4 |
353,4 |
158,7 |
2,31 |
20,9 |
Ивановская область |
107,21 |
43,81 |
255,5 |
195,1 |
139,5 |
0,67 |
33,8 |
Калужская область |
110,53 |
12,20 |
164,8 |
115,1 |
98,7 |
0,36 |
52,4 |
Костромская область |
68,67 |
60,51 |
1680,1 |
1656,9 |
66,3 |
0,85 |
72,7 |
Курская область |
135,19 |
28,80 |
271,3 |
137,3 |
33,4 |
2,31 |
13,8 |
Липецкая область |
137,29 |
379,33 |
286,5 |
167,0 |
123,8 |
5,02 |
83,8 |
Московская область |
787,60 |
178,45 |
3603,2 |
1194,0 |
617,4 |
0,44 |
36,8 |
Орловская область |
98,27 |
12,33 |
125,8 |
77,6 |
69,6 |
0,59 |
16,5 |
Рязанская область |
148,95 |
131,41 |
241,6 |
179,1 |
14,7 |
1,22 |
37,8 |
Смоленская область |
120,51 |
41,57 |
264,9 |
108,5 |
89,7 |
0,80 |
29,9 |
Тамбовская область |
119,09 |
41,70 |
171,3 |
75,6 |
52,9 |
1,18 |
37,8 |
Тверская область |
159,55 |
61,13 |
2534,0 |
1440,2 |
90,7 |
0,59 |
70,2 |
Тульская область |
184,87 |
163,96 |
429,7 |
250,6 |
235,9 |
3,28 |
57,5 |
Ярославская область |
144,71 |
75,45 |
340,3 |
283,9 |
283,6 |
0,98 |
48,6 |
Город Москва |
1066,97 |
94,89 |
1611,2 |
2474,8 |
1856,8 |
2,77 |
51,3 |
Источник: Государственный Доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2006 году". М.: МПР РФ, 2006.
Хуже - по сравнению с воздухом - позиции Костромской области в области использования и воздействия на водные ресурсы в ЦФО. Область достаточно водоемка, она забирает и использует много воды - около 1680 млн. м3 . Это третий показатель по ЦФО среди восемнадцати регионов. Высок показатель сбрасываемых в водные объекты сточных вод - второй показатель по ЦФО после г.Москвы. Вместе с тем очистка сточных вод в области находится на достаточно высоком уровне - сбрасывается всего 66 млн. м3 загрязненных вод, что составляет всего 4% от общего сброса. Это лучший показатель по всему ЦФО. Для сравнения, в г . Москве загрязненными сбрасывается 75% сточных вод.
По образованию отходов Костромская область занимает средние позиции в ЦФО - в 2006 г. образовалось 0,85 млн.т отходов производства и потребления. Лучше обстоит дело с использованием и обезвреживанием отходов - этот показатель составляет 73%, что является одним из лучших индикаторов по ЦФО (по округу утилизируется всего 22% отходов).
На рисунках 6-8 прослеживается динамика воздействия на окружающую среду в Костромской области. Растут выбросы загрязняющих веществ в атмосферу как от автотранспорта, так и стационарных источников (рис.6). В структуре выбросов больший удельный вес принадлежит автотранспорту. Выбросы вредных веществ от стационарных источников растут довольно динамично - за 2002-2006 гг. прирост составил 13 тыс.т или почти 30% (рис.7). Такая тенденция показывает необходимость усиления внимания к очистке выбросов в промышленности и ЖКХ области.
Рис. 6.
Рис. 7.
Рис. 8.
Рос в 2002-2006 гг. и сброс загрязненных сточных вод в водные объекты (рис.8). Прирост за эти годы составил 9 млн.м3 или 16%. В сфере образования и использования отходов производства и потребления в 2004-2006 гг. складывалась неблагоприятная тенденция: при росте объемов образования отходов их утилизация в процентном отношении уменьшилась.
Рассмотрим более детально экологические индикаторы для Костромской области в рамках Цели 7 из ЦРТ ООН, которая призвана обеспечить экологическую устойчивость. Задачи и показатели этой Цели отражают необходимость решения двух главных проблем для обеспечения экологической устойчивости:
Следует отметить важность решения второй проблемы ЦРТ, связанной с экологическими условиями для человека, его здоровья. Данная проблема часто выпадает при рассмотрении вопросов устойчивого развития, которые концентрируются только на охране окружающей среды и использовании природных ресурсов.
В таблице 2 представлены задачи и показатели в рамках Цели 7, предлагаемые ООН (столбцы 1 и 3) и адаптированные для России (столбцы 2 и 4). Адаптированные для России на федеральном уровне цели адекватны и переходу к экологически устойчивому развитию Костромской области. Для России (а соответственно и области) обеспечение экологической устойчивости предполагает решение трех задач (задачи 19, 20 и 21 из ЦРТ (табл.1)):
Последние две задачи связаны с развитием человеческого потенциала и обеспечением его здоровья. В качестве показателей прогресса предлагается восемь индикаторов (см. табл.2); среди них два экологических (показатели 1 и 2), два экономических (3 и 4) и четыре - социально-экологические (показатели 5-8).
Таблица 2. Цель 7 ЦРТ "Обеспечение экологической устойчивости", задачи и показатели
Задачи ЦРТ 7 (ООН) |
Задачи ЦРТ 7 для России и Костромской области |
Показатели прогресса в достижении цели (ООН) |
Показатели прогресса в достижении цели для России и Костромской области |
1 |
2 |
3 |
4 |
Задача 19. Включить принципы устойчивого развития в страновые стратегии и программы и обратить вспять процесс утраты природных ресурсов |
Задача 19. Включить принципы устойчивого развития в страновые стратегии и программы и сокращать потери природных ресурсов |
1. Процент территории с лесным покровом; 2. Процент охраняемой территории для поддержания биоразнообразия наземной среды; 3. Энергопотребление на 1 доллар ВВП; 4. Выбросы двуокиси углерода (на душу населения) и потребление озоноразрушающих веществ (тонн) 5. Доля населения, пользующегося твердым топливом |
1. Процент территории с лесным покровом; 2. Процент особо охраняемой природной территории ООПТ для поддержания биоразнообразия наземной среды; 3. Энергоемкость; 4. Выбросы двуокиси углерода (тонн) 5. Численность населения, проживающего в городах с высоким уровнем загрязнения |
Задача 20. Сократить вдвое долю людей, не имеющих постоянного доступа к чистой питьевой воде |
Задача 20. Обеспечить население чистой питьевой водой
|
6. Доля населения, имеющего устойчивый доступ к источнику качественной питьевой воды в городе и сельской местности |
6. Доля жилого фонда, обеспеченного водопроводом (город, село) |
Задача 21. К 2020 году обеспечить существенное улучшение жизни как минимум 100 миллионов обитателей трущоб |
Задача 21. Обеспечить улучшение качества жилищных условий населения |
7. Доля городского населения, имеющего доступ к канализации 8. Доля домохозяйств, имеющего доступ к недвижимости, собственной или арендованной |
7. Доля жилого фонда, обеспеченного канализацией (город, село) 8. Доля ветхого и аварийного жилого фонда |
Использование всеми структурами власти России и ее регионов идеологии ЦРТ в области обеспечения экологически устойчивого развития способствовало бы повышению эффективности природопользования и решению экологических проблем, снизило бы экологические угрозы для здоровья населения. Фактически эта цель, отраженная во многих краеугольных документах ООН, принята и поддерживается Россией, однако ее реализация не проводится активно.
Рассмотрим более детально отдельные задачи и показатели для реализации цели 7, проанализируем их адекватность российским реалиям и предложим новые задачи и индикаторы, адаптированные к контексту устойчивого развития и перехода к нему Костромской области.
Задача 19 "Включить принципы устойчивого развития в страновые стратегии и программы и обратить вспять процесс утраты природных ресурсов" адекватна задачам страны как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. От успешного выполнения этой задачи зависит будущее России, развитие человеческого потенциала следующих поколений, сохранение самого большого в мире природного капитала, поддержка экосистемных функций страны, имеющих глобальное значение. Единственное уточнение этой задачи может касаться формулировки проблемы природных ресурсов. Представляется, что в редакции ЦРТ положение "обратить вспять процесс утраты природных ресурсов" связано, прежде всего, с возобновимыми природными ресурсами (земля, лес, вода и т.д.), что крайне актуально для подавляющего большинства развивающихся стран. Для России острейшей проблемой является истощение невозобновимых ископаемых ресурсов (нефть, газ, металлы и пр.), и очевидно, что предотвратить процесс их утраты нереально. Поэтому лучше говорить о предотвращении потерь природных ресурсов, имея в виду потери ресурсов, обусловленные их сверхэксплуатацией и нерациональным использованием, что применимо ко всем ресурсам и соответствует контексту русского языка для слова "потери". В этом случае Задача 19 формулируется как "Включить принципы устойчивого развития в страновые стратегии и программы и сокращать потери природных ресурсов".
Данная задача теснейшим образом связана с экономическим ростом страны, его качеством. И здесь важнейшим индикатором является показатель энергоемкости ВВП или - что тоже самое - энергопотребление на 1 доллар ВВП в формулировке ЦРТ ООН (показатель 3). Этот индикатор является не только приоритетным для обеспечения экологической устойчивости, но и, пожалуй, для всей экономики страны и ее регионов. Здесь можно выделить ряд обстоятельств:
В настоящее время энергоемкость российской экономики чрезвычайно высока и ее снижение - первоочередная задача. Более того, в 1990-е гг. наблюдалось достаточно уникальное для мира явление - рост российского показателя на 16%. 2 Российская энергоемкость в среднем в 2,5-4 раза выше, чем в этих странах. Конечно, Россия северная страна, но показатели скандинавских стран говорят об огромном потенциале экономии энергии в стране. Характерен пример Норвегии, которая, так же как и России является северной страной, имеет значительные энергетические ресурсы и в то же время энергоемкость в 3,3 раза ниже. Значительно более низкие уровни удельных энергозатрат имеют наши соседи с трансформационными экономиками - Польша и Венгрия. Наибольшего прогресса в снижении энергоемкости ВВП добились США, Германия и Венгрия - примерно на треть от уровня 1980 г.
Для Костромской области в качестве адаптированного показателя энергоемкости можно взять хорошо статистически обеспеченный индикатор электроемкости. Это комплексный синтетический показатель, отражающий экономические, технологические, экологические, социальные процессы, происходящие в регионе. Рассчитывается по удельным затратам электроэнергии на производство ВРП. В концентрированном виде характеризует технические, технологические и организационные изменения, осуществляемые в экономике. В области электроемкость по российским стандартам невысока и составляет 0,3 кВт. час./руб. произведенного валового регионального продукта (таблица 3). Это меньше среднероссийского показателя - 0,38 кВт. ч. / руб. ВВП.
Таблица 3. Динамика показателя электроемкости в Костромской области
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
|
Производство электроэнергии (млрд. кВт. час) |
10,8 |
12,7 |
13,3 |
11,6 |
13,6 |
13,1 |
13,2 |
Электроемкость (кВт.час./руб.) |
1,8 |
0,7 |
0,6 |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
Источник: Регионы России. М.: Росстат, 2006.
Важной тенденцией приближения к экологической устойчивости является положительная динамика электроемкости в области за последнее десятилетие - за 1995-2005 гг. она сократилась в 6 раз. Дальнейшее снижение этого индикатора в Костромской области - одна из важнейших целей перехода к устойчивому развитию и решению экологических проблем.
С развитием энергетики тесно связаны и другие показатели для задачи 19. Особую актуальность в связи с ратификацией Россией Киотского протокола приобретают выбросы двуокиси углерода (углекислого газа), объемы которых во многом зависят от энергетики. Сейчас 96% национальных выбросов углекислого газа связано с сжиганием топлива для производства энергии. Углекислый газ является главным парниковым газом, воздействующим на глобальное изменение климата. В ЦРТ данный показатель определен как "выбросы двуокиси углерода (на душу населения) и потребление озоноразрушающих веществ (тонн)" (показатель 4). Сразу следует отметить, что входящие в этот показатель озоноразрушающие вещества не производятся Россией с 2000 г., и поэтому они более неактуальны для страны. Также следует отметить, что выполнение Киотского протокола связано не с показателями выбросов углекислого газа на душу населения, как это предложено в ЦРТ, а с выполнением странами обязательств по общим объемам выбросов углекислого газа. Поэтому для России показатель 4 ЦРТ лучше переформулировать в "выбросы двуокиси углерода (тонн)". В соответствии с обязательствами Киотского протокола страна должна производить в первый бюджетный период действия протокола (2008-2012 гг.) парниковых газов не больше, чем в 1990 г. Это достаточно мягкие обязательства для России в силу значительного сокращения выбросов из-за кризиса 1990-х гг. Сейчас в стране выбрасывается только около 70% углекислого газа от уровня 1990 г. Обязательства других стран гораздо более жесткие - подавляющее большинство развитых стран обязано в условиях экономического роста снизить выбросы парниковых газов на 6-8%. Жесткость и экономическая тяжесть этих обязательств привели, в частности, к отказу США от ратификации Киотского протокола.
Сейчас в стране нет официальной государственной статистики по выбросам парниковых газов в российских регионах. Имеются отдельные оценки и научные исследования. В связи с этим по мере появления официальной статистики выбросы парниковых газов по Костромской области можно будет включить в список индикаторов экологически устойчивого развития.
Связан с энергетикой и предлагаемый для России показатель "Численность населения, проживающего в городах с высоким уровнем загрязнения (млн. чел.)". Мониторинг загрязнения воздуха, воды, почвы осуществляют станции наблюдения Росгидромета. Здесь же определяется превышение фактического загрязнения над предельно допустимыми концентрациями (ПДК), и кратность превышения по ряду индексов. В частности, города с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха имеют ИЗА > 7, Q > ПДК, СИ > 10 ПДК. Вклад объектов энергетического сектора в загрязнение воздушного бассейна существенен (около половины всех загрязнений от стационарных источников). Данный индикатор является модификацией показателя 5 из ЦРТ "Доля населения, пользующегося твердым топливом", который не является актуальным для страны в силу своей незначительности. Тем не менее, смысл показателя ЦРТ достаточно очевиден - мониторинг населения, живущего в условиях повышенного загрязнения воздуха, и сокращение численности такого населения. Такая задача актуальна для России, особенно для крупных городов с высоким уровнем загрязнения. Количество таких городов насчитывает 140 с общей численностью населения около 60 млн. человек.
В Костромской области регистрируется только один город (Кострома) с высоким уровнем загрязнения воздуха, для которых интегральный индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) равен или более 7, в которых проживает 54% населения области. Это средний показатель для России, где городах с высоким и очень высоким загрязнением проживает 56% населения.
В задачу 19 ЦРТ, связанную с реализацией принципов устойчивого развития, входят также два показателя, которые в российском контексте во многом связаны с лесным хозяйством:
Данные показатели могут в неизменном виде использоваться и для российских стратегий/программ. По индикаторам, связанным с лесом и сохранением биоразнообразия, Россия вполне благополучна и занимает ведущие позиции в мире. Страна обладает самой большой лесной территорией мира, и процент территории с лесным покровом также является одним из самых высоких в мире - 45%. В связи с кризисом 1990-х гг. резко снизилась вырубка леса, что способствовало сохранению лесных площадей в целом по стране. Вместе с тем показатель "лесистости" имеет огромную региональную дифференциацию - он колеблется от 0,2-1,0% (Калмыкия, Ненецкий а. о.) до 70-80% (Коми, Иркутская область, Приморский край и др.). Невысок процент территорий с лесным покровом и во многих регионах Европейской части страны, что делает вполне актуальными здесь усилия по сохранению и увеличению лесных территорий.
В Костромской области площадь территории, покрытой лесом, составляет 74% территории, что является одним из самых высоких показателей в стране. В среднем по России лесистость составляет 45%.
В России довольно высок процент особо охраняемых природных территорий для сохранения биоразнообразия. Всего насчитывается более 15600 таких территорий. При статистических оценках обеспеченности сохранения биоразнообразия территориальными формами охраны привлекаются только данные по федеральным заповедникам и национальным паркам. Суммарно они занимают около 2% площади страны. Прочие федеральные охраняемые территории - заказники и памятники природы дают еще около 1% территории. Остальные примерно 15 тысяч территорий регионального и местного значения также несут функции стабилизации окружающей среды и сохранения биоразнообразия. К ним следует добавить 35 водно-болотных угодий международного значения, 17 объектов всемирного наследия, из которых 11 - это объекты культурного наследия и 6 - природного и др. Если суммировать охраняемые природные территории всех категорий, то их доля в общей площади страны составит 10,5%.
В Костромской области Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. № 27 учрежден государственный природный заповедник "Кологривский лес" на землях лесного фонда общей площадью 58939,6 га в Кологривском, Мантуровском, Нейском, Парфеньевском и Чухломском районах. В области имеется также три памятника природы федерального значения: Кологривский лес (образован в 1978 г.), парк усадьбы Щелыково у дома-музея А.Н.Островского (1988), Сусанинско-Исуповское болото (1973). Всего площади особо охраняемых территорий в области составляют около 1%. Эта цифра невысока, однако с учетом высокой лесистости следует признать условия для сохранения биоразнообразия на территории Костромской области вполне удовлетворительными.
Задача 20 ЦРТ связана с улучшением обеспечения людей чистой питьевой водой, и, соответствующий ей показатель 5 оценивает долю населения, имеющего устойчивый доступ к источнику качественной питьевой воды в городе и сельской местности. Важность этого показателя для человечества очевидна - сейчас в мире 2 млрд. человек не обеспечены чистой питьевой водой, что приводит к многочисленным болезням и смертным случаям. Так как в России нет официального статистического показателя по населению, имеющего доступ к качественной питьевой воде, то этот показатель можно интерпретировать как "доля жилого фонда, обеспеченного водопроводом (город, село)".
В таблице 4 показан сравнительный уровень благоустройства жилищного фонда в Костромской области и России. В области 65% жилищного фонда обеспечено водопроводом; по России этот показатель на 11% выше. Также следует отметить, что сельское население имеет гораздо ниже среднего городского уровень обеспеченности водопроводом.
Таблица 4. Благоустройство жилищного фонда в Костромской области в 2005 г. (в процентах)
|
Удельный вес общей площади, оборудованной |
||||||
Водопрово-дом |
Водоотве-дением (кана-лизацией) |
Отоплени-ем |
ваннами |
газом (сетевым, сжижен-ным) |
горячим |
напольными электро- |
|
Российская Федерация |
75,6 |
71,5 |
79,8 |
65,4 |
70,1 |
62,9 |
17,4 |
Костромская область |
64,8 |
55,5 |
59,3 |
49,6 |
88,2 |
46,9 |
4,1 |
Источник: Регионы России 2006. М.: Росстат, 2006.
С улучшением условий жизни человека связана Задача 21 ЦРТ, предусматривающая к 2020 году обеспечить существенное улучшение жизни как минимум 100 миллионов обитателей трущоб на планете. Для оценки показателей прогресса в достижении этой цели предусмотрено два показателя: "доля городского населения, имеющего доступ к канализации" (показатель 7) и "доля домохозяйств, имеющего доступ к недвижимости, собственной или арендованной" (показатель 8). Сама постановка задачи по улучшению условий жизни населения вполне подходит для России, однако ее интерпретация в ЦРТ по отношению к обитателям трущоб не актуальна. В качестве общей задачи для страны можно предложить "улучшение благоустройства и качества жилищного фонда". В этом контексте для России могут быть информативными два показателя: "доля жилищного фонда, обеспеченного канализацией" и "доля ветхого и аварийного жилищного фонда".
В таблице 4 показан значительный разрыв областных и среднероссийских показателей по обеспеченности канализацией - соответственно 56% и 72%. Этот разрыв в 1,5 раза больше, чем по обеспеченности водопроводом, что определенно показывает невысокий уровень благоустройства жилья в Костромской области.
Показатель ветхого и аварийного жилищного фонда составляет сейчас в России свыше 91255 тыс.м2. Его динамика неблагоприятна - общая площадь такого жилья увеличилась с 1995 г. в 2,4 раза, а удельный вес - с 1,4% до 3,2% от всего жилищного фонда.
В Костромской области наблюдается та же отрицательная динамика: удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда во всем жилищном фонде республики увеличился с 3,5% в 2003 г. до 3,8% в 2005 г. Также следует отметить более высокий уровень данного показателя по области по сравнению со среднероссийским.
Рассмотрим более подробно проблемы мониторинга для показателей ЦРТ, прежде всего, с позиций их статистического обеспечения для Костромской области.
Показатель "Процент территории с лесным покровом" рассчитывается на основе государственного учета лесного фонда, который аккумулирует информацию по площади лесных ресурсов, запасам древесины по видам, годичному приросту древесины и его использованию и проводится раз в пять лет.
Показатель "Процент особо охраняемой природной территории" сейчас отражен в государственной статистике для природных заповедников и национальных парков федерального значения. Однако, как отмечалось выше, их площадь составляет пятую часть всех охраняемых территорий страны с учетом регионов. Сейчас имеется ведомственная и региональная статистика по всем видам охраняемых территорий, которую имеет смысл агрегировать и регулярно обновлять Росстату.
В настоящее время существует ряд методик по расчету показателя энергоемкости. Данный показатель количественно определяется в документах и программах Правительства РФ, однако Росстатом он не публикуется. Так как этот индикатор является ключевым для устойчивого развития, Росстату целесообразно ежегодно его рассчитывать и публиковать.
Необходимость инвентаризации и контроля показателя "выбросы двуокиси углерода" - как и других выбросов парниковых газов - определяются требованиями Киотского протокола. Все это делает необходимым включение этого показателя в состав официальной государственной статистики. Сейчас выбросы парниковых газов имеют оценочный характер, они отражены в документах Межведомственной комиссии Российской Федерации по проблемам изменения климата, ведомственной отчетности Росгидромета.
Численность населения, проживающего в городах с высоким уровнем загрязнения, и качество воздушного бассейна (на основе комплексного индекса загрязнения атмосферы) имеются в ведомственной статистике Минприроды и Росгидромета. Эти данные целесообразно ежегодно публиковать Росстату.
Три показателя, отражающие экологические условия и качество жилья ("Доля жилищного фонда, обеспеченного водопроводом", "доля населения, имеющего доступ к канализации", "доля ветхого и аварийного жилищного фонда") имеют хорошее государственное статистическое обеспечение и ежегодно обновляются.
Адаптация Цели 7 ЦРТ "Обеспечение экологической устойчивости" для Костромской области, ее индикаторов и их значения приводятся в таблице 5.
Таблица 5. Цель 7 ЦРТ Обеспечение экологической устойчивости и ее адаптация для Чувашской Республики
Задачи ЦРТ для Костромской области |
Показатели прогресса в достижении цели для Костромской области |
Современное значение показателя по РФ |
Современное значение показателя по Костромской области |
Задача 19. Включить принципы устойчивого развития в страновые стратегии и программы и предотвращать потери природных ресурсов |
1. Процент территории с лесным покровом;
2. Процент особо охраняемых природных территорий для поддержания биоразнообразия наземной среды; 3. Энергоемкость (электроемкость)
4. Выбросы двуокиси углерода (тонн)
5. Численность населения, проживающего в городах с высоким уровнем загрязнения |
45%
|
74% |
3%
|
1% |
||
0,38 кВт. ч. / руб. ВВП
|
0,3 кВт. ч. / руб. ВРП |
||
3050 млн.т (около 70% от выбросов 1990 г.)
|
Данные уточняются |
||
Около 60 млн.чел.
|
54% населения области проживает в городах с ИЗА более 7 |
||
Задача 20. Обеспечить население чистой питьевой водой |
6. Доля жилищного фонда, обеспеченного водопроводом |
76% жилищного фонда |
65% жилищного фонда |
Задача 21. Обеспечить улучшение качества жилищных условий населения |
7. Доля городского и сельского населения, имеющего доступ к канализации; 8. Доля ветхого и аварийного жилищного фонда |
72% жилищного фонда |
56% жилищного фонда |
3,2%
|
3,8% |
Источник: Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2006 году" М., МПР РФ, 2006; Регионы России 2006. М.: Росстат, 2006
Индикаторы из адаптированной к Костромской области Цели 7 ЦРТ "Обеспечение экологической устойчивости" показывают в целом неоднородную картину в сравнении со средними показателями по стране. Костромские индикаторы лучше соответствующих российских по важным показателям Задачи 19 из ЦРТ: выше удельные веса территорий с лесным покровом, меньше - по энергоемкости. В то же время существенно хуже средних по стране выглядят социально-экологические показатели по области (из Задач 20 и 21) по жилищному фонду: обеспеченность водопроводом, канализацией, ветхое жилье.
1 Анализ и подробный комментарий ЦРТ для России представлен в "Докладе о развитии человеческого потенциала в России за 2005 г."/под ред. С.Н.Бобылева и А.Л.Александровой. М.: ПРООН, Весь Мир, 2005.
2 Основные положения Энергетической Стратегии России на период до 2020 года (2000).